Я вообще-то не хотел высказываться насчет Варвары Карауловой, но в последнее время наблюдаю какое-то, натурально, караулобесие. Причем, что самое удивительное, доносится оно до меня через тусовку около Russia Today и вообще вполне себе официальные СМИ. Сейчас посчитал, за последние две недели у меня в тележной ленте (не самой, надо сказать, обширной) девочка-муджахид упоминается ровным счетом 31 раз, и в основном - в контексте "Какое счастье, что ее отпустили". В чем, собственно, анекдот - восторженная девица собиралась ехать в ИГИЛ, выходить замуж за бородатого борца ("Я штурмовик, моя обязанность бежать вперед", о как). В процессе потеряла контакты жениха, но не отчаялась и нашла себе другого бойца, как ни смешно, из "Нусры". Затем игиловец опять нашелся. Кончилось все тем, что когда решили муджахиды перейти границу у реки, ее захомутали скучные турецкие пограничники. Суд, поначалу в качестве свидетеля, потом она опять заобщалась со своими друзьями из Сирии, сообщила, что за ней следят чекисты, стала снова готовиться к побегу, но чекисты, сюрприз, и вправду бдили, и дальше она пошла уже в качестве обвиняемой. Получила 4,5 года за попытку присоединиться к террористам, отсидела в колонии 3,5 и сейчас вышла по УДО.
Я даже не склонен особенно наезжать на суд, хотя барышня села в тюрьму только после второй попытки удрать к благоверному. Но, по крайней мере, после предыдущей экстраваганцы дева джихада, готов спорить, под плотнейшим колпаком - прослушка в три слоя, микрофон в стринги вмонтирован, любимый хомяк - капитан ГРУ под прикрытием. Но. У нас есть СМИ, и то, что они в последние дни делают, находится несколько за гранью моего понимания. А они прям сейчас в прямом эфире продают сказку про маленьких пони и дружбомагию с игиловцами в главных ролях. Russia Today снимает ролик о первом дне на свободе. "Первый канал" делает интервью. Отдельно - пресс-конференция. И все прямо соревнуются, кто первым сюжет сделает, и кто трогательнее историю подаст. Жемчужина риторических упражнений самой героини - это фраза про добрую религию мира. В исполнении девушки, которая последовательно пыталась выйти замуж за игиловца, нусрача и снова за игиловца. Все в восторге и плачут от умиления. Я не шучу, сюжеты святошные просто.
Я могу, конечно, вообразить человеческие мотивы поведения RT и команды, но мне кажется, они лепят героиню из совершенно неподходящего материала. Девушка сумасшедшая. Не в каком-то метафорическом смысле, а в буквальном, с диагнозом "шизотипическое расстройство". Вменяемости это не исключает, крыша не поехавшая, но явственно протекающая. Причем да, достаточно протекающая, чтобы поехать в ИГИЛ и упорно туда прорываться, даже уже засветившись до кишок. Сейчас-то она, конечно, утверждает, что все осознала, и вполне возможно, сама себе верит. Проблема в том, что крейзА ни у кого не идет всегда равномерно на одном уровне. Понятно, что она не лишена природного обаяния, хрупкая девушка с глазами стрекозы, и все такое. И да, я прекрасно понимаю, как это сейчас выглядит, взрослый мужик нашел врага в лице сущеглупой девы. Но вот такие юные девицы с большими мягкими глазами и сравнительно легкими, но явно проявляющимися психическими расстройствами - это типичный психотип смертницы-неофитки. См., например, Айман Хаджиеву. Та же история, легкие психические расстройства, девушка малость не от мира сего, друзья со светом веры в очах - и "Норд-Ост" как венец всего. Ну, эта более интеллигентная, но Аминат Курбанова, например, вообще театральная артистка была, пока не угрохала семь человек, включая старика-суфия. Не надо думать, что шахидками (и шахидами, кстати) становились какие-то люди, у которых росли рога, а подмышки пахли серой. Это были симпатичные романтические девочки и мальчики-идеалисты с чистой совестью и ясными глазами. Потом они входили в автобус, и возносились к Аллаху вместе с людьми, которые в эти игры не играли, и тихо ехали по своим делам.
Суду, конечно, виднее, отпустили и отпустили. Но отечественная журналистика по-моему прямо сейчас делает серьезную ошибку. Потому что съемочная группа уйдет, а девица с отожранными чернознаменными тараканами в голове останется. А еще - потому, что это смотрят другие восторженные девушки. Будем говорить что думаем. Но будем думать, что говорим.